Перечень чертежей:
1 - корпус датчика
2- вал с крыльчаткой
3 - кольцевой постоянный магнит
4 - алюминиевая катушка
5 - реостат
6 - стрелка
7 - числовой индикатор
I - датчик
II - реостат
III - регистрирующее устройство
Технические требования:
Дополнительные материалы: приведена расчетно-пояснительная записка на 37 страницах, где выполнены:
Измерение фактического расхода топлива на ТС осуществляется с использованием расходомеров и уровнемеров, состоящих из двух основных модулей – первичного преобразователя (датчика) и модуля регистрации, обработки, хранения и передачи данных.
Виды расходомеров:
Требования, предъявляемые к устройству, предназначенному для измерения малых расходов жидкостей:
1) диапазон измерения 1…5 см3/с и выше;
2) погрешность измерения менее 3 %;
3) независимость результата измерения от перепада давления в трубопроводе;
4) наименьшие потери давления потока в месте измерения;
5) наименьшая зависимость от внешних условий;
6) возможность измерения расхода агрессивных жидкостей, которыми являются автотракторные топлива;
7) технологичность конструкции и простота эксплуатации
Для разработки представлен прибор непрерывного учета с постоянной установкой на автомобиле, прямого действия, который относится к тахометрическим расходомерам обтекания. Устройство не содержит громоздких и сложных элементов и для его изготовления, не требуется приобретения дополнительного оборудования.
Приведена схема предлагаемого устройства для учета расхода топлива.
Устройство состоит из датчика, в котором происходит преобразование движущейся струи топлива в электромагнитное воздействие, реостата и механо-электрического преобразователя (регистрирующего устройства), в котором происходит обработка сигналов и выдача их на числовой индикатор.
Работа датчика происходит следующим образом: поступательно движущаяся струя топлива, пройдя суживающее устройство поступает в канал корпуса датчика, заставляя вращаться крыльчатку с валом. На валу закреплен кольцевой постоянный магнит. При вращении вала вращающееся электромагнитное поле поворачивает алюминиевую катушку и создает в ней вихревые потоки. Их магнитное поле, взаимодействуя с вращающимся электромагнитным полем, поворачивает катушку вместе со стрелкой на угол прямо-пропорциональный частоте вращения постоянного магнита. Стрелка выполняет функцию движка реостата, изменяя напряжение проходящего через него тока, который питает интегрирующий микродвигатель, изменяя тем самым частоту его вращения. Интегрирующий микродвигатель через понижающий редуктор, вращает привод механического катушечного счетчика, числовой индикатор которого осуществляет регистрацию количества проходящего через датчик-крыльчатку топлива, показывая его суммарный расход.
Произведен расчет расходомера для автомобиля марки КАМАЗ с номинальным часовым расходом 16,6 кг/ч..20,0 л/ч. Для расчетов принимаем максимальную пропускную способность датчика расходомера 27 л/ч.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Скорость движения топлива |
0,27м/с |
2 |
коэффициент кинематической вязкости |
0,18 см2/с |
3 |
число Рейнольдса |
90 |
4 |
Критическое значение числа Рейнольдса |
2320 |
5 |
Режим движения топлива |
ламинарный |
6 |
Давление топлива в трубопроводе |
0,62МПа |
7 |
Крутящий момент на валу крыльчатки |
1,86 Н*м |
При ламинарном режиме движения жидкости в цилиндрической трубе скорости распределяются по живому сечению потока по параболическому закону, а наибольшая скорость наблюдается вдоль оси трубы.
Одной из самых тяжело-нагруженных и ответственных деталей является вал крыльчатки. Выбран вал круглого сечения. В процессе работы вал испытывает продольный изгиб и кручение.
Величина продольного изгиба незначительна и внутренние напряжения от изгиба не представляют опасности. Расчет проведен по кручению.
Результаты расчета:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
момент сопротивления при кручении |
25мм3 |
2 |
наибольшее напряжение |
74,4 МПа |
3 |
допустимое напряжение |
110 МПа |
Условие прочности вала выполняется.
Лопасти и ступица вала крыльчатки крепятся между собой при помощи пайки. Данное соединение рассчитано по условию прочности на срез:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
напряжение на срез |
3,1 МПа |
2 |
допустимое напряжение на срез |
20…30МПа |
Полученное значение меньше допустимого, следовательно, условие прочности выполняется.
Принят подшипник шариковый радиальный сверхлегкой серии 1000084 ГОСТ 3478-79 с параметрами:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Эквивалентная нагрузка |
0,91Н |
2 |
Номинальную долговечность подшипника |
6594 ч |
Долговечность удовлетворяет заданным требованиям.
Материал болта - Сталь ВП-25; Усилие, создаваемое прижимом 1500 Н.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Допускаемое значение касательного напряжения |
24 Н/мм2 |
2 |
Касательное напряжение |
15,8 Н/мм2 |
3 |
Площадь среза |
47,5 мм2 |
4 |
Допускаемое нормальное напряжение |
40 Н/мм2 |
5 |
Нормальное напряжение среза |
31,6 Н/мм2 |
Условие прочности по касательным и нормальным напряжениям выполняется.
1. При работе с расходомером следует не прилагать чрезмерных усилий, исключить механические повреждения, удары.
2. Расходомер устанавливается в разрыве трубопровода между топливоподкачивающим и насосом высокого давления, трубку дренажной системы подключают к питающей магистрали до расходомера.
3. Соединение датчика и устройства производят посредством электрических кабелей. Запрещается производить замыкание проводов на «массу». Плюсовой провод кабеля питания подключают к бортовой сети.
4. Регистрирующее устройство размещают на передней панели автомобиля.
5. Установка прибора производится согласно технологической карте.
Внешний осмотр и проверку работоспособности устройства учета расхода топлива рекомендуется проводить не реже одного раза в год.
Установку устройства рекомендуется проводить в закрытом помещении (ПТО), предназначенном для технического обслуживания автомобилей.
Приведена таблица диагностики неисправностей устройства учета расхода топлива.
Определены затраты на разработку устройства для контроля расхода топлива автомобилем и выполнен сравнительный анализ конструкций счетчика-расходомера топлива DFM 50СК с импульсным выходом и разработанного устройства учета расхода топлива.
Затраты на изготовление устройства составят 2782,7 рублей.
Годовой экономический эффект – 13195,1 рублей.
Срок окупаемости – 0,2 года или 2,5 месяца.
Спецификация – 4 лист
В программе: Компас 3Dv
Расчетно-пояснительная записка Word: 37 страниц
Количество чертежей: 12 штук