Раздел содержит рабочие чертежи деталей машин, механизмов, предназначенных для передачи вращения. Рассматриваются различные по устройству и назначению валы, валики, скалки. Их изготавливают из стали, алюминия, чугуна, латуни, других прочных материалов. Они спроектированы так, чтобы выдерживать без разрушения нагрузки, возникающие во время работы механического узла.
Эти компоненты могут содержать:
Конкретная конструкция зависит от задач проектирования, режимов эксплуатации. Они используются во многих механических сборках, таких как двигатели внутреннего сгорания, трансмиссии, насосы, электродвигатели, сельхозтехника, относятся к важнейшим элементам узлов, которые передают движение, энергию внутри технологических машин. Весь массив документации распределён по категориям.
При проектировании учитывают множество параметров, которые зависят от особенностей конструкции:
Это наиболее объёмная группа материалов. Здесь представлены следующие готовые разработки:
группы деталей по характерным признакам |
разновидности валов |
краткое описание |
представлены проекты для следующих устройств |
назначение, условия работы |
ведущие |
Детали, предназначенные для выполнения определённых задач, работающие при определённых режимах. Например, приводные осуществляют связь между приводом и исполнительным органом машины, конвейера, механического узла. ВОМ позволяет передавать мощность от двигателя к другим присоединенным агрегатам (транспортеры, насосы, измельчители, культиваторы). Проектирование тормозных узлов предусматривает учёт возникающих при работе нагрузок на изгиб, кручение. Закладываемый предел прочности должен быть больше усилий торможения. |
датчик-распределитель, редуктор, мост КамАЗ, раздаточная коробка УАЗ, КПП МАЗ-64229, раздатка Лады Весты, трансмиссия Лада Гранта |
тихоходные |
|||
быстроходные |
|||
приводные |
|||
ведомые |
|||
первичные |
|||
вторичные |
|||
входные |
|||
выходные |
|||
поворотные |
|||
переходные |
|||
подъёмные |
|||
тормозные |
|||
отбора мощности (ВОМ) |
|||
несущие |
|||
взаимодействие с другими компонентами |
подшипников |
Эти детали работают совместно с другими закреплёнными элементами (колёса, шкивы, шестерни, ролики). Для их фиксации предусматриваются шпоночные канавки, упорные буртики, ограничители, отверстия под штифты, болты. |
ведущий, ведомый шкивы, червячное, зубчатое колёса |
эксцентриков |
|||
электродов |
|||
колёс |
|||
барабанов |
|||
роликов |
|||
шкивов |
|||
шестерней |
|||
толкателей |
|||
конструкционные особенности |
червячные |
Внешние очертания конструируются под использования в конкретном устройстве. Из цельной заготовки изготавливают деталь со всеми необходимыми частями: червяк, шлицы, шестерни, кулачки, фланцы и т. д. Это может быть не только удлинённый или ступенчатый цилиндр, но и сложная коленчатая форма с шейками для опор. Для уменьшения массы некоторые изделия делаются полыми. Вдоль продольной оси сверлится сквозное или глухое отверстие. |
червяк КЦПУ5.01.00.002, привод, кардан МАЗ, ДВС, трансмиссии, узлы передач |
роторов |
|||
шлицевые |
|||
полые |
|||
коленчатые |
|||
ступенчатые |
|||
карданные |
|||
кулачковые |
|||
валы-шестерни |
|||
валы-водила |
|||
принадлежность к определённому механизму, устройству |
коробок (раздаточной, КПП) |
Работают с определённым механизмом, поэтому в конструкции проектируются необходимые элементы монтажа зубчатых колёс, звёздочек, шестерён, крыльчаток. Обязательно предусматриваются участки установки опор (подшипников качения, скольжения). Поперечное сечение может отличаться от цилиндрического. Одна из разработок содержит вал каретки квадратного сечения. |
КПП, раздатка, центрифуга, редуктор, каретка, насосы, сошка рулевого управления автомобиля ЗИЛ, гидроусилитель ЗИЛ |
центрифуг |
|||
трансмиссий |
|||
редукторов |
|||
кареток |
|||
головок |
|||
цепных передач |
|||
рулевого управления |
|||
натяжных устройств |
|||
насосов |
|||
расположение |
нижние |
Классификация определена по расположению в устройстве. Промежуточный для редуктора устанавливается между быстроходным и тихоходным, изменяет величину скорости вращения, крутящий момент. |
не указаны |
промежуточные |
|||
верхние |
|||
концевые |
|||
прочие |
Сюда помещены наборы чертежей, не вошедшие в иные категории подборки. Эти изделия отличаются иной формой, размерами, назначением. |
вентилятор, камерная печь, лоток, привод электропечи, сателлит, турбокомпрессор, подъёмная машина, шиномонтажный стенд |
Под этим термином понимают изделие, рассмотренное выше, но имеющее меньшие величины длины, максимального диаметра. Обычно это ступенчатое вытянутое цилиндрическое тело вращения. Передача крутящего момента ограничена, рассчитывается для каждого валика. Также здесь устанавливают другие части сборки: шестерёнки, звёздочки, втулки. На некоторых чертежах он показан как сборочная единица, состоящая из нескольких элементов, соединённых в единое целое. Примером служит разработка «Валик продольный» на формате А3. Он состоит из трёх частей соединённых сваркой тавровым швом Т1 (катет 3 мм).
Они относятся к классу валов, но выполняют несколько функций:
Скалки также работают одновременно на изгиб, кручение, могут иметь одну или несколько опор. На некоторых образцах нарезаются зубья эвольвентного профиля, которые входят в зацепление с другими деталями.
Комплекты, которые можно скачать, представляют собой наборы технической документации, куда входят:
Графические документы содержат необходимые данные, чтобы сделать анализ формы или изготовить:
Также приведены технические указания, которые нужно выполнить при изготовлении:
Графические изображения оформлены с использованием специализированных программ AutoCAD, Компас 3D.