Крепление колёс транспортных средств на оси или цапфы осуществляют при помощи специальных деталей, которые обеспечивают свободу вращения, но предотвращают осевой сдвиг. Данная подборка содержит наборы чертежей, пояснительные записки на конструктивные разработки различных ступиц для мостов автомобилей. Представленные материалы будут полезны студентам, специалистам предприятий, автосервисов.
Центральной частью вращающегося механизма является ступица. В ней делают отверстие для установки на вал, ось. Так как она при работе воспринимает большие нагрузки, её изготавливают из прочных материалов, таких как чугун, сталь, сплавы металлов. При проектировании рассчитывается размер посадочного отверстия, его диаметр и глубина должны быть такими, чтобы обеспечить плотную фиксацию без перекосов.
Эта деталь прочно соединяется с колёсным диском болтами или шпильками и гайками. Дополнительно в узел могут входить другие компоненты:
Классификация ступиц по отдельным признакам:
мост установки |
способ соединения |
тип транспортного средства |
ведущий неуправляемый |
жёстко крепится фланцем с ведущей полуосью (сзади) |
грузовые, легковые машины авто с задним приводом |
ведомый управляемый |
(спереди) на поворотном кулаке, который прикрепляется к подвеске через шкворень или шаровые шарниры, цапфа изготавливается цельнометаллической |
заднеприводной легковой, грузовой автотранспорт |
ведомый неуправляемый |
на рычаг задней подвески или цапфу, которая соединена с балкой (сзади) |
переднеприводные легковые автомобили |
ведущий управляемый |
устанавливают цапфы, шаровые шарниры, весь узел называется поворотным кулаком (спереди) |
переднеприводные легковые, полноприводные грузовые машины |
Конструкция узла позволяет обслуживать, ремонтировать по отдельности любой компонент сборки без замены других элементов. Современная техника оснащается электронной системой управления движением, поэтому здесь могут устанавливаться дополнительные датчики, устройства.
Ступица – это универсальная деталь, каждый её элемент выполняет определённую функцию. В отверстия по внешнему краю устанавливаются направляющие шпильки, болты, фиксирующие колесо. Во внутреннюю часть запрессовывают подшипник. Отверстие со шлицами нужно для подвижного соединения с полуосью.
Все чертежи укомплектованы отдельными папками, описывающими конкретное изделие. Они содержат полный набор данных, условных обозначений, пояснений, технических требований. Скачать выбранную информацию частично или полностью можно по ссылкам на страницах проектов.
Одна готовая разработка (формат А3) описывает ступицу заднего моста автомобиля УАЗ. Для её изготовления использовали сталь 45 ГОСТ 1050-88. Чертёж содержит: фронтальный разрез, 2 выносных элемента в увеличенном масштабе.