Наборы чертежей данной категории описывают детали механизмов под названием «Владыши», которые применяются для уменьшения трения между сопрягаемыми подвижными поверхностями. К графическим изображениям дополнительно прилагаются описания. Подготовленную документацию можно посмотреть, изучить, а также скачать для дальнейшего использования.
Вкладыш как часть машины
В механизмах эта деталь выполняет роль подшипника скольжения, их делают цилиндрическими, кольцеобразными или составными, собираемыми из двух полуколец. Особенности конструкции:
- Для изготовления используются разнообразные материалы, такие сталь, чугун, бронза, капролон, пластмассы. Их выбор определяется требованиями к механическим свойствам, износостойкости.
- Внутренние, наружные диаметры точно подгоняются под другие компоненты сборки. Это нужно для исключения люфта, правильной работы механизма.
- Отдельные экземпляры состоят из двух-трёх слоёв материалов: (триметаллический подшипник).
- В период эксплуатации рабочие поверхности обязательно смазываются, чтобы уменьшить износ.
Разновидности вкладышей двигателей внутреннего сгорания (бензиновых, дизельных) по назначению:
- опорные коренные коленчатого вала;
- шатунные коленчатого вала;
- упорные полукольца;
- распределительного вала;
- верхней головки шатуна (у поршня);
- вспомогательных механизмов;
- привода коромысел клапанов.
По устройству (количеству слоёв материала) выделяют детали:
- цельные – делаются из одной заготовки (металл, пластик), обладающего хорошей износостойкостью, достаточной жесткостью, прочностью;
- двухслойные – стальная основ, на который нанесён антифрикционный слой, являются самыми распространёнными (бензиновые, дизельные двигатели);
- триметаллические – способны выдерживать повышенные нагрузки, имеют наружное антифрикционное покрытие, никелевый барьер, медный сплав, стальное основание.
Основные выполняемые функции:
- снижение трения вращающихся деталей в местах установки опор, сопряжения с другими элементами механизма;
- отвод тепла от нагруженных подвижных соединений;
- точное позиционирование валов без люфта и перекосов;
- повышение срока службы машины за счет уменьшения износа.
Подготовленная техническая документация
Чертежи с описаниями собраны в отдельные папки. Готовые разработки содержат следующие данные:
- эксплуатационные параметры;
- виды, разрезы, сечения, 3D-модели;
- технические требования, указания;
- используемые материалы;
- размеры с допусками;
- описание конструкции и др.
Примеры параметров подготовленных проектов, которые можно скачать:
марка материала основы
|
максимальный внешний диаметр, мм
|
примечания
|
40Х ГОСТ 4543-71
|
90
|
термообработка нормализация HB 140…187
|
ст3 ГОСТ 386-94
|
80
|
предельные отклонения размеров ±IT 14/2
|
ст3 ГОСТ 380-94
|
100
|
внутренняя область – часть сферы R37,5
|
БрАЖ9-4 ГОСТ 18175-78
|
указан радиус полусферы R50
|
форма полусферическая, внутри вырез с закруглениями
|
пластмасса
|
22
|
устанавливается на рычаг вилки выключения сцепления.
|