Отдельные элементы механизмов защищают от попадания загрязнений, вытекания технических жидкостей специально сконструированными деталями. Они прикрывают отверстия, технологические окна, уплотняют соединения, обеспечивают герметизацию полых корпусов. Этот большой раздел объединяет машиностроительные чертежи крышек, полукрышек, устанавливаемых в машины, технологическое оборудование, узлы приводов. Рассматриваются различные конструктивные решения защитных деталей, которые изготавливались из металлов, полимеров. Графические материалы с текстовыми приложениями можно скачать по соответствующим ссылкам.
Крышками называют детали различных форм, служащие для закрывания отверстий. Они плотно прилегают к плоскостям корпусов, охватывают горловины, имеют конструктивные элементы для закрепления на основании, удержания других частей (шток, шпиндель, петля).
Назначение детали, её форма зависит от конкретного механизма, для которого она спроектирована. Однако, в общем случае, она служит для защиты внутренних компонентов от пыли, влаги, грязи, попадания посторонних предметов, воздействий извне, предотвращает несанкционированный доступ к внутренним частям, обеспечивает безопасность для обслуживающего персонала. Кроме того, этот элемент выполняет эстетическую функцию, придавая устройству законченный вид.
К полукрышкам относят защитные части узлов, сборок, которые прикрывают частично технологические отверстия. Их демонтаж освобождает полость не полностью. Для окончательной разборки потребуется снимать вторую половину защиты.
Эти детали изготавливают из различных материалов:
На них могут быть разнообразные конструктивные элементы:
Конкретная конфигурация зависит от требований проекта, режимов эксплуатации, воспринимаемых нагрузок. Такие детали устанавливаются во многих механизмах, сборочных узлах: двигатели внутреннего сгорания, технологические установки, трансмиссии подвижной техники, электродвигатели, насосное оборудование, сельхозтехника.
группировка по некоторым признакам |
наименования крышек |
применение, особенности устройства |
механизм установки |
подшипников |
корпусная деталь, применяется вместе с подшипником, кронштейном, стойкой; прикрывает посадочное место, удерживает смазку |
редукторов |
закрывает корпус узла сверху, обычно имеет отверстия для монтажа, крепления компонентов редуктора, смазки; предусматривается установка уплотнений, прокладок, чтобы обеспечить герметичность, предотвратить утечку масла; может сниматься для обслуживания, ремонта |
|
колес |
уплотняющий элемент, который закрывает или удерживает подшипник оси, закрепляются болтами |
|
корпусов |
покрывает часть корпуса устройства, оборудования; может быть съемной или неподвижно присоединенной, в некоторых случаях предусматриваются отверстия, окна доступа к элементам управления, считывания информации |
|
цилиндров (гидроцилиндров) |
закрывает торцевую часть цилиндра, по центру делается отверстие прохода штока при работе, может иметь прокладки, чтобы обеспечить герметичность соединения, резьбу под штуцеры |
|
электродвигателей |
устанавливается с торцов корпуса, защищает обмотку, удерживает опорные подшипники рабочего вала |
|
пространственная ориентация при монтаже |
нижние |
название соответствует расположению элемента на оборудовании, конструктивное исполнение бывает разнообразным |
верхние |
||
левые |
||
правые |
||
внутренние |
элемент устанавливается внутри корпуса устройства, это может быть пластиковая или металлическая коробка, двигатель внутреннего сгорания автомобиля, топливный бак |
|
наружные |
монтируются снаружи, большая часть выступает над поверхностью устройства, имеет крепёжные отверстия, другие элементы |
|
передние |
располагаются на передней или торцевой поверхности корпуса машины, оборудования, прибора |
|
торцовые |
||
особенности конструкции |
сквозные |
конструкция предусматривает наличие отверстий прохода определенных объектов, деталей (валы, штоки, рычаги, тяги) через них; также применяют, чтобы проводить трубы, кабели, вентиляционных каналы через стены, перегородки; изготавливают из пластиков, металлов или комбинации различных материалов; часто имеют многослойную конструкцию, что обеспечивает надежность, защиту от протечек или повреждений |
глухие |
стенки сплошные, плотно закрывают отверстия; применяются для закрытия или защиты бочек, контейнеров, баков, других ёмкостей, корпусов механизмов, имеют разнообразную форму и размеры, это определяется конкретным применением |
|
закладные |
не требуют крепления болтами или винтами, удерживаются за счёт присутствия специального буртика, который входит в паз разборного корпуса |
|
проходные |
похожи на сквозные, обеспечивают проход через них частей инженерных систем, подвижных деталей |
|
прижимные |
специальные заглушки, устанавливаемые с натягом, надежно и герметично закрывают или прижимают какие-то части (уплотнения, прокладки, подшипники), у некоторых образцов предусматриваются специальные уплотнительные кольца, прокладки, чтобы обеспечить дополнительную герметичность |
|
прочие |
сюда вошла документация по разработкам крышек, не попавшим в другие категории |
При конструировании крышек учитывают множество параметров:
Техническая документация комплектов состоит из наборов чертежей, 3D-моделей и текстовых приложений. Представлены готовые разработки крышек, для изготовления которых используются разнообразные материалы:
Графические изображения содержат необходимые данные, позволяющие проанализировать форму или изготовить. Дополнительно перечисляются технические требования: